Обычно люди пытаются избежать конфликтов, а если он произошел часто не могут возобновить общение, потому что на эмоциях сказали лишние слова и совершили ненужные поступки. В такие моменты участники спора лишены контроля над ситуацией. Защитно-агрессивная реакция, которая вырабатывается во время конфликта побуждает желание унизить оппонента, напасть на него. Это случается, потому что вы сами ощущаете униженность, обесценивание себя, и таким агрессивным способом пытаетесь добиться справедливости.
Может быть, стоит себя сдерживать?
После эмоциональной вспышки тяжело восстановить отношения, осадок остаётся у обоих участников конфликта. С другой стороны, хранить в себе эмоции тоже неправильно. Скорее всего, они все равно прорвутся, при этом — чем дольше вы сдерживаете себя, тем сложнее контролировать вспышку. Когда вы не высказываете, а копите негативные эмоции, вы выражаете негатив пассивно через холодный тон, нежелание общаться, игнорирование. Вы даже можете заболеть, чтобы не общаться с неприятным вам человеком.
Если выражать эмоции — неправильно, а не выражать — вредно, то, что нам остаётся?
Я хочу научить не терпеть, а выражать эмоции вовремя и правильно — не криком и претензиями, а конструктивно. Важно выразить эмоцию сразу, когда вы сталкиваетесь с чем-то, что вам неприятно или что вас тревожит. Или непонятно. Важно не додумывать, что часто происходит — если что-то не до конца ясно, люди любят самостоятельно придумывать этому объяснение. Часто людям страшно, вдруг человек скажет что-то огорчающее. Например, что у вас разные взгляды на ситуацию или что вы ему неважны. Парадоксально, но мы часто сами заранее придумываем, что мы не важны человеку, чтобы избежать неприятного разговора. Хотя если начать этот диалог, и увидеть ситуацию глазами другого человека, окажется, что его мотивы были совсем иными, нежели мы себе вообразили. Поэтому хоть и сложно, но спорные тему нужно проговаривать и задавать вопросы, чтобы уточнить позицию собеседника.
Почему же мы не умеем выражать эмоции правильно?
К сожалению, этому не учат ни в школах, ни в институтах.В традиционном воспитании у нас есть запрет на эмоции. Когда ребёнок плачет, мы ему говорим «не плачь», «прекрати», «соберись». Такое отношение взрослых убеждают ребёнка в том, что эмоции — это плохо.
Мы привыкаем, что нужно молчать и у нас попросту нет навыка выражать своё недовольство. Получается, что мы во взрослом возрасте вынуждены этому учиться.
Почему мы боимся сказать о своих чувствах? Почему этому нужно учиться? Казалось бы, все так просто!
Мы боимся показать слабость, обнажить свою уязвимость. Это опять же из воспитания. Сейчас эта тенденция уходит, но раньше было не принято просто так хвалить ребёнка, говорить ему, как его ценят и так далее. Ему не позволялось показывать слабость, а все хорошее нужно было обязательно заслужить. Да и мы сами склонны обесценивать свои заслуги. Все, что у нас получается хорошо, мы воспринимаем как должное. А ошибкам и недостаткам придаем слишком большое значение. Это естественная особенность работы мышления. Любое живое существо настроено на выживание, и мы автоматически сканируем мир на предмет угрозы, поэтому критическое мышление в нас развито больше, чем позитивное.
А ваш подход — авторская разработка или квинтэссенция разных профессиональных знаний? Подходит ли это всем?
В работе с конфликтами я опираюсь на медиативный подход, который в свою очередь возник на основе человеко-центрированного подхода Роджерса, одного из основателей гуманистической психологии. Я являюсь экспертом коммуникаций в бизнесе, моя основная практика – работа со взрослыми людьми. Но в целом, подход универсален, методы отлично работают в разных отношениях и конфликтах, в том числе, в семейных. Я поделюсь с вами основными принципами. Вы сможете использовать эти знания не только в работе, но и в быту. Каждый сможет открыть что-то полезное для себя, потому что всегда есть какие-то отношения, которые хочется улучшить.
Жду вас на моем вебинаре!